|
Кое-что о равных правах и возможностях
для глухих и слабослышащих детей в
Санкт-Петербурге. Выступление
на конференции ОМЕР (Международной
организации по
дошкольному образованию)
Я
приехала на конференцию ОМЕР в составе
Санкт-Петербургской делегации, как
представитель семьи, имеющей ребенка с
проблемами. В моем случае это
слабослышащий ребенок. Поэтому я
являюсь членом Санкт-Петербургской
общественной организации детей-инвалидов
по слуху и их родителей (СПб АРДИС)
Сегодня в Петербурге около 2000 детей,
страдающих нарушением слуха. В нашей
организации состоит 280 семей. По мнению
всех без исключения членов на шей
организации и других родителей, имеющих
детей с проблемами слуха, права таких
детей в нашей стране очень ущемлены, им
не заслуженно закрыты пути к высшему и
среднему образованию, к выбору
профессии, конкурентноспособной на
современном рынке труда, к
равноправному положению в обществе.
Теперь я попробую объяснить, как и
почему складывается такая ситуация.
Рождается ребенок и через какое-то время
семья узнает, что малыш не слышит. И что
же происходит дальше?
В нашем городе проблемами глухих в той
или иной степени занимаются несколько
организаций: сурдологический центр (диагностическое
и реабилитационное отделение), НИИ ЛОР,
родительская ассоциация, институт
раннего вмешательства. И некоторые из
этих учреждений имеют свой,
бескомпромиссный взгляд на то, как
должен ”правильно” расти, играть и
развиваться глухой или слабослышащий
ребенок. Поэтому создается странная
ситуация. В зависимости от того, в какое
из учреждений обратилась семья в первый
раз, такой ограниченный набор
информации о том, что же им делать дальше,
она и имеет. Т.е. если это ЛОР НИИ, то это
информация в основном о лечении и
протезировании, если это
диагностическое отделение сурдоцентра,
то родителям дают понять, что развитием
и обучением их ребенка займутся
спецучреждения, если это АРДИС -
родители узнают об альтернативном пути
разви-тия для своего ребенка. Некоторые
из этих организаций работают по
старинке, как было 10-20 лет назад, не хотят
менять свое мнение на существующую
проблему. А в настоящее время, вусловиях
рынка это иногда приобретает еще более
уродливую форму. Учреждения борются за
каждого ребенка, проходящего конкретно
через их систему, не считаясь с тем, что
же реально нужно каждому отдельному
ребенку и его семье. И, к сожалению, часто
бывает так, что родители узнают
недостающую необходимую информацию
слишком поздно. Отствует единая
объективная сис-тема информирования
семей, в которых растет ребенок с
проблемами слуха. Родители не получают
исчерпы-вающую информацию обо всех
методах лечения, протезирования, а
главное обучения малыша для того, что бы
выбрать путь, по которому им идти. Разве
это не ущемление прав детей с проблемами
слуха и их семей? Это приводит к тому, что
родители зачастую даже не знают
названий тех учреждений, куда они могут
обратиться со своим ребенком, а также к
тому, что родители перестают доверять
специалистам, не бывая никогда до конца
уверенными в том, что рекомендации,
данные их ребенку даны именно в его
интересах, а не в интересах учреждения,
которое не хочет терять потенциального
клиента. Наша ассоциация борется за
всестороннюю реабилитацию детей,
лишенных слуха, без изоляции их в среду
специальных учебных заведений. К
сожалению, в нашем обществе к людям, не
владеющим устной речью, относятся как к
людям второго сорта. Это заставляет
родителей прилагать все усилия к тому,
чтобы дети ходили в массовые детские
сады и особенно в массовые школы, т.к.
преподавание в специальных школах
ведется не на должном уровне - 8-летняя
образовательная программа растянута на
10 лет. А ведь наши дети в большинстве
своем - это люди с полностью сохранным
интеллектом, часто одаренные
и талантливые. Они могут стать
полноправными членами общества,
приносить пользу, если только общество
им это позволит. Наши дети имеют такое
право! Но если по медицинским,
педагогическим, или каким-то другим
причинам семья выбирает путь
специального образования, то родители
хотят быть уверены, что ребенок получит
качественное образование в школе, будет
иметь доступ к среднему и высшему
образованию. Как говорилось выше - это не
всегда так. В этом мы тоже видим
нарушение прав глухих и слабослышащих
детей.
Однако нельзя не отметить, что сейчас
происходят некоторые изменения к
лучшему. Ранее отсутствовала система
реабилитации в семье от рождения до 3-х
лет. Сейчас в реабилитационном
отделении сурдологического центра
появилась группа ранней реабилитации,
некоторые специальные детские сады
имеют группу домашнего сопровождения,
т.е. занимаются с детьми до 3-х лет на
дому, а также институт раннего
вмешательства стал не только выявлять
маленьких детей с нарушением слуха и
направлять их в сурдологический центр,
но и стал прослеживать их дальнейшую
судьбу, принимать активное участие в их
адаптации в слышащей среде. Несомненно,
к положительным достижениям стоит
отнести работу родителей нашей
ассоциации по интеграции глухих и
слабослышащих детей в обществе.
Благодаря тому, что есть прецеденты
обучения детей с нарушением слуха в
массовых садах, школах, высших учебных
заведениях, сегодняшним детям и их
семьям уже намного проще идти по этому
пути.
К сожалению, все эти положительные
изменения происходят очень медленно и,
наверное, вырастет не одно поколение
глухих детей, пока можно будет с
уверенностью сказать, что права детей с
нарушением слуха больше не нарушаются.
Арина Гуленко, мама Кузи
|
|